Правила кооперации Эриха Шаллера

Рады представить нашего друга и коллегу!

Эрих Шаллер – эксперт банка Раффайзен, который много лет изучает кредитную кооперацию в России и щедро делится опытом германских коллег. Господин Шаллер знаком уже многим участникам кредитного движения – российская делегация бывала на стажировке в городе Хоф (Север Баварии – прим. переводчика), сам Эрих в 2015 году не пропускал значимых событий в российской кредитной кооперации: Турслет «Карельский Берег», форум ЮРАКС в Ростове-на-Дону. Представителям Гардарики* в плотном рабочем графике удалось немного пообщаться с почетным гостем.

 


 

– Господин Шаллер, откуда у Вас такой интерес к России и российской кредитной кооперации?

– Меня с Россией связывает очень многое: моя невестка русская, я часто бывал в России, много узнал о ваших традициях и полюбил вашу страну. Мы принимали делегации российской кредитных кооперативов на стажировке в г. Хоф, после чего я получил приглашение побывать в качестве гостя на слете Карельский Берег, который оставил у меня очень хорошее впечатление, а также на других мероприятиях, связанных с кредитной кооперацией. Я рад узнать ваш опыт и поделиться своим. Сейчас мы на конференции ЮРАКС, собираюсь посетить форум в Сочи.

 

– Как Вы оцениваете существующую сегодня в мире тенденцию укрупнения и слияния кооперативов и все процессы, с этим связанные? Не находите ли Вы это «законом джунглей», по которому, по сути, выживают сильнейшие?

 

– Дело в том, что такие процессы укрупнения в Германии сейчас происходят фактически на бумаге. Специалисты остаются на своих позициях во вновь объединившейся структуре. Закрытия кредитных союзов со времен зарождения кооперативного движения в Германии не было. ( Германская кредитная кооперация возникла 150 лет назад – прим. ред.) Они могут менять свою форму, но сотрудники не теряют при этом работу. Конечно если это не какой-то уникальный специалист, например главный бухгалтер, которого могут забрать в головной офис банка.

 

– Неужели все происходит настолько гладко и без проблем?

 

– Нет, это, конечно не означает, что при этом не возникает проблем, но их успешно пытаются решать.

 

– В том числе, и через вашу систему повышения квалификации? (Прим. ред. – на форуме г-н Шаллер подробно рассказывал о том, что в Германии действует институт профессиональной переквалификации).

 

– В Германии специалисты этих банков ( имеются в виду кооперативные банки – прим. ред.**) часто проходят подтверждения квалификации, поэтому в результате слияния банков никогда не бывает сокращения рабочих мест. Их либо перераспределяют, либо могут, например, предложить сотруднику уйти на пенсию пораньше – но только в том случае, если он сам к этому готов.

 _____________________________________________

*«Гардарика» – Ассоциация кредитных союзов Северо-Запада России. В нее входят 11 кредитных кооперативов из Санкт-Петербурга, республики Карелия, Ленинградской и Мурманской областей.

* *Далее и по тексту кооперативы в некоторых случаях называются «банками». А их пайщики – «клиентами». Эта терминология общепринята в Германии, так как кооперативы имеют лицензию регулятора на осуществление банковских операций.

 

 

Новая структура будет работать успешнее и без убытков, люди не понизят свой уровень жизни. Мы стремимся решать эту проблему максимально щадящим способом в социальном смысле. Но, безусловно, она застрагивает правление и высшее руководство банка, так как при слиянии они теряют свои топовые позиции и уже не могут получать столь высокую заработную плату. Так что с членами правления, действительно, другая ситуация. Но, с другой точки зрения, если директор или другой член правления уходит со своей должности на менее оплачиваемую, то он уже и не принимает столь ответственных решений, так что здесь все адекватно.

  

– Что становится причинами слияния?

 

– Слияния обусловлены разными причинами. Так, например, есть, так называемые, «принудительные слияния». Они происходят в тех случаях, когда кооператив попадает в тяжелую экономическую ситуацию. Ни в коем случае это не ведёт к банкротству кооператива! Появившиеся убытки покрываются из Гарантийного фонда Союза, а сам кооператив, в обязательном порядке, объединяется со здоровым кооперативом-соседом. Правление, допустившее грубую халатность и тем самым крупные убытки в кооперативе, отправляется, в таком случае, в отставку. Будучи председателем правления банка Райффайзен в г. Хоф, я пережил два таких случая (к моему банку были присоединены два других - прим. переводчика).

 

– Случается ли, что кооператив (банк) объединяется с кем-то по договорённости?

 

– Большинство объединений происходит на добровольной основе. В наших кредитных кооперативах всегда минимум два члена правления (принцип четырех глаз). Это неписаный закон. Если один из членов правления уходит на пенсию, то новый член правления, чаще всего, не принимается. Происходит слияние с соседним кооперативом.

 

Если кооперативы относительно равны по размеру, то правление присоединяемого кооператива может продолжать работу в правлении принимающего кооператива. Если принимающий кооператив значительно больше, то правление присоединяемого кооператива должно пройти проверку на проф. пригодность в Федеральном ведомстве по надзору за кредитной деятельностью, так как считается, что правление малого кооператива не имеет достаточного опыта в управлении крупным. Однако возможность повышения квалификации есть всегда. Наша Академия (Кооперативная академия в Монтебау – прим. переводчика) предлагает для этого курсы повышения квалификации. Свою квалификацию необходимо подтвердить в Федеральном ведомстве по надзору за кредитной деятельностью.

 

Члены правления малых кооперативов, не желающие проходить дополнительные курсы квалификации, продолжают, тем не менее, работать. Как правило, они руководят филиалами, которыми стали их кооперативы после объединения. Необходимо очень тщательно готовить процесс слияния. Обычно все сотрудники присоединяемого кооператива остаются на своих рабочих местах и продолжают обслуживать своих клиентов. Это закрепляется в договоре о слиянии. На рынке как будто бы ничего не меняется. Служащие кооператива продолжают выполнять свои функции в филиале (коим стал их некогда самостоятельный кооператив – прим. переводчика), или выполняют функции в головном офисе принимающего кооператива. Для сохранения хорошего климата очень важно, чтобы все сотрудники в новом, объединённом банке чувствовали себя хорошо. Мне это удавалось. Как я уже говорил, будучи управляющим банком Райффайзен в г. Хоф, я пережил несколько случаев объединения. Во всех случаях мой банк был принимающим.

 

Важным для успешного слияния является также своевременное и подробное информирование членов кооператива о происходящем, даже если, как сказано, для клиентов на местах в обслуживании ничего не меняется.

- Скажите, пожалуйста, популярна ли идея волонтерства в кредитных союзах Германии? Как в Ирландии, например…

 

– Нельзя сравнивать ирландскую систему и нашу, так как у нас все развивалось по другому сценарию. У нас в основном волонтерством и общественной работой занимаются члены правления и их семьи, а пайщики видят это – и это влияет на имидж того кредитного союза, в котором они состоят.

 

Могу рассказать о волонтерстве внутри кредитного союза. У нас многие члены правления, уже находясь на пенсии, продолжают работать на добровольных началах, не получая заработную плату. Я сам этим занимаюсь уже много лет. И в своем сельском поселении уже 30 лет помогаю главе поселения решать общественные вопросы. Также, долгое время состою в правлении фонда, который занимается сбором средств для детей, больных раком. Являюсь членом Ротари-клуба – там я казначей. То есть, нам нужно распределить, например, 10 тыс. евро, и мы ищем организацию, которой в данный момент нужны эти деньги.

 

Я бы сказал, что в нашем обществе есть определенные ожидания от правления банка. Мы должны быть социальными, должны вести такую работу, и это PR в хорошем смысле. То есть, принятие пайщиками своего банка происходит как раз через социальную деятельность членов правления и сотрудников этого банка.

 

– Господин Шаллер, Вы рассказывали в презентации, что принимали участие в разработке единого логотипа для кооперативных банков, когда сливались сельскохозяйственные и городские банки. Как вообще происходил этот процесс?

 

– Прения по этому вопросу были нешуточные, и я даже подумал: если та часть эмблемы, которая символизирует сельхозкооперацию, останется не у дел, то я не смогу вернуться домой. (смеется). Поэтому я настоял на том, чтобы в логотип были включены эти элементы. Мне кажется, было бы хорошо и правильно, если бы в России у всех кооперативов, региональных объединений был единый логотип, и на первом плане были не амбиции каждого отдельного кооператива. Хотя, у нас и до сих пор иногда на фирменной продукции некоторые кооперативы обязательно хотят видеть свой логотип, и если они очень уж просят, то конечно, это делается. Но мы за то, чтобы кооперативы ассоциировали себя с единым объединением.

 

– После общения с Вами складывается такое впечатление, что в Германии к сегодняшнему дню уже сложилась совершенная система кредитной кооперации…

 

– Да, наша система во многом социальна, она защищает интересы людей: и сотрудников, и пайщиков, но она строилась более 150 лет. Мы, конечно, любим говорить о своих достижениях, а не об ошибках. Но мир все время меняется, и мы должны соответствовать этим изменениям.

 

Российская кредитная кооперация интересна и уникальна тем, что вы пока в самом начале этого пути. Судя по тому потенциалу, который здесь существует, я вижу повод для оптимизма, несмотря на все трудности, которые сегодня переживает движение в целом. Мне нравится бывать в России, в этом году я с удовольствием посетил Турслет Карельский Берег, Форум кредитных союзов Юга России, участвовал в оживленных дискуссиях. Я понял, насколько неравнодушные люди организуют такие события и приезжают на эти встречи, насколько важно для них выработать общие точки зрения. А значит, все обязательно получится.

 

– Господин Шаллер, спасибо Вам за интересное интервью. Мы постараемся сохранить эти оптимистичные ноты!

 

– И Вам спасибо.

 

Огромная благодарность за перевод интервью Елене Бунеевой.

Контакты:

Офис в Карелии:

185035 Петрозаводск,

ул. Куйбышева, д.16.

тел: +7(911)050-16-04

 

Офис в Петербурге:

199004 Санкт-Петербург,

2-я линия В.О., д.25, пом. 5Н

тел.: +7(812) 406-92-72

 

эл.почта: creditunion@mail.ru